Top.Mail.Ru

Все отключено: путешествие в удаленный заповедник Сибири. National Geographic о Тигиреке

08 августа 2016
Архив новостей
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5
Тигирек — самый маленький, молодой и один из наименее доступных заповедников Сибири.

К кордону Тигирекского заповедника можно­ проехать лишь на внедорожниках, лучше всего — на подготовленных «уазиках».

Никакая другая машина здесь просто не пройдёт: после лившего всю ночь дождя дорога пропиталась влагой, огромные колеи превратились в грязные лужи — кто знает, добрались бы мы вообще сюда, если бы не домкраты и лебёдки. Признаки человеческого присутствия ограничиваются старым покинутым трактором и потухшим кострищем на опушке.

11.jpg

— Про старую технику иногда говорят: на честном­ слове держится! Так и с нашей дорогой. Начинается осенняя или весенняя распутица, склоны­ становятся скользкими — надеваешь на колёса цепи и крадёшься потихоньку. Для перевозки людей и грузов в заповеднике есть вездеход. Всего 36 километров от асфальтированной дороги, но бывает, два часа едешь, а бывает, и все шесть, — рассказывает мне Светлана Бондаревская, методист по экологическому просвещению Тигирекского заповедника.

3.jpg

До Тигирека чаще всего добираются через село Чинета, что занимает около четырёх часов, но мы решили опробовать другой, намного более длинный «маршрут первопроходцев» через Андреевс­кое. На въезде нас встречают три скособоченных дома и ярко-синий телефон-автомат. Останавливаемся, чтобы убедиться — неужели работает? Но трубка молчит. Выбежавшая навстречу внезапным гостям женщина показывает рукой на ближайшую гору:
— Если нужно позвонить, то только оттуда. Мобильная связь ловит лишь на высоте.

2.jpg

Тигирек — посёлок, рядом с которым находится­ кордон заповедника. По сравнению с Андреевским — мегаполис: здесь 12 домов и более 20 жителей. Кажется, жизнь кипит: бегут по полю лошади, пожилая женщина с любопытством поднимается со скамьи у дома и приветливо машет рукой, медленно плывут с пастбища коровы. Солнце заходит, освещая визитную карточку заповедника — гору Шляпная. По форме она и правда напоминает широкополый головной убор. Уже вечер — на 60‑километровый путь у нас ушло около девяти часов.

6.jpg

— Если посчастливится, можно добраться в Тигирек и на попутном вертолёте, - ободряет Светлана. - Часть нашей территории попадает в зону, куда падают остатки ракет с «Байконура». Через день-два после запуска специалисты барнаульского Института водных и экологических проблем облетают территорию. Свои передвижения они должны согласовывать с заповедником, потому что над ним запрещены полёты на высоте ниже 200 метров. Получается такой взаимозачёт: мы разрешаем им осматривать территорию, а они подбрасывают наших сотрудников и редких туристов на кордон.

Оторванность от цивилизации и переменчивость погоды требуют от гостей Тигирека хорошей подготовки. Даже летом в рюкзаке не будут лишними перчатки, шапка, резиновые сапоги и тёплая непромокаемая куртка. Не обойтись и без хорошей аптечки: в посёлке нет ни магазинов, ни тем более аптеки, до ближайшего более или менее крупного села — минимум два часа на вездеходе, до больницы — ещё 100 километров.

9.jpg

Здесь по-настоящему растворяешься в дикой природе: когда стихают разговоры у костра, вдалеке можно услышать рёв марала и рычание медведя.

— Фотоловушка-скрадок стоит меньше чем в километре от кордона рядом с кормушкой. Притаишься и наблюдаешь: вот корова прошла, а вот медведь, потом лоси, маралы, и вдруг опять медведь, — рассказывает алтайский фотограф, биолог и бёрдвотчер Алексей Эбель. — Вся прелесть Тигирека — в этой удалённости. Можно приехать и от всего отключиться: телефон не звонит, машины не гудят, даже петухи не кукарекают и собаки не лают.

7.jpg

Редким гостям, которые преодолевают дальний путь, заповедник предлагает несколько экологических троп к окрестным горам, перевалам и пещерам. Самый длинный — 70‑километровый маршрут под названием «Большой Тигирек» — ведёт по Тигирекскому хребту, тёмнохвойной тайге, субальпийским лугам, каменным россыпям-курумам и берёзовому криволесью. Чтобы пройти его, нужно не менее четырёх дней, причём требования к физической форме участников довольно высокие.

— Передвигаться чаще всего можно только на своих двоих, — объясняет Алексей. — На тропе есть деревянные домики: крыша, стены, окно, печка и полати — всё, что нужно для жизни. Но провиант нужно нести с собой.

4.jpg

Остальные маршруты, пешие и водные, — довольно короткие (4−7 часов) и лежат в пределах охранной зоны. Например, в Страшной пещере, куда чаще всего попадают во время сплава по реке Иня, летом работают археологи, которые охотно рассказывают туристам о находках. Возраст некоторых добытых в пещере артефактов превышает 50 тысяч лет — учёные считают, что они смогут изменить расхожие представления о происхождении человека.

10.jpg

История этих мест связана и с горным делом, и с военно-инженерным искусством. На горе Разработная в XIX веке добывали кварц, аквамарин и другие полудрагоценные и поделочные камни. Увидеть её, а также красивейший амфитеатр Тигирека в долине Ини можно с панорамной площадки на хребте Листвяжной гривы. А в XVIII веке недалеко от места, где сейчас расположен кордон заповедника, находился Тигирекский форпост Колывано-Кузнецкой оборонительной линии.

5.jpg

Когда-то здесь кипела жизнь: крепость отражала налёты джунгар, а потом горняки добывали камни для царской России. Теперь, спустя 200 лет, в Тигиреке люди трудятся для того, чтобы сохранить первозданный покой этого заповедника.

— Знаете, что меня в первое время поражало? Полное отсутствие людей. Ночью небо глубокое, чёрное, без отсветов, а звёзды, кажется, можно потрогать руками, — рассказывает Светлана, когда мы уже собираемся в обратный путь. — Вокруг кордона четыре гектара огороженной территории, скотина не заходит. Летом в жаркий день, когда траву ещё не скосили, а земля нагрелась, в воздухе стоят такие запахи — не надышаться! Как будто ложкой что-то сладкое ешь. Интересно наблюдать, как зарождаются туманы, как стремительно меняется погода: только солнце светило, и уже летит шторм — ветер срывается, гонит облака, затем небо резко чернеет и начинает­ лить как из ведра. Мгновение — и непогоду уносит за горы, трава блестит на солнце и небо вновь синее-синее. Чудеса, да и только!

8.jpg

Текст: Анна Вальцева
Фото: Антон Агарков, Алексей Зырянов, Павел Пелевин, Павел Силиненко

Читать в источнике