Top.Mail.Ru

«Увидеть в театре еще!»: три пьесы о Шукшине станут эскизами спектаклей, пять войдут в электронный сборник

30 мая 2023
Архив новостей
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
«Увидеть в театре еще!»: три пьесы о Шукшине станут эскизами спектаклей, пять войдут в электронный сборник

Краевой театр драмы обнародовал итоги зрительского голосования, организованного на актерских читках пяти пьес о жизни Шукшина. Они были созданы в рамках первой драматургической лаборатории «Шукшин. Миф и реальность». В новом театральном сезоне пьесы-фавориты публики режиссеры лаборатории превратят в эскизы спектаклей. С менее рейтинговыми произведениями театр не намерен расставаться и найдет возможность представить их зрителю. Министр культуры Алтайского края Елена Безрукова назвала шукшинскую лабораторию в крайдраме одним из самых интересных и масштабных проектов в театральной сфере края последних лет. Зрители получили от читок огромное удовольствие, устроили овацию, а в отзывах звучало: «поставить все пять пьес!».

ящик для зрительского голосования на читках пьес о Шукшине_Елена Глазова.jpg

Самый высокий «средний балл» – 8,2 – в зрительском голосовании набрала пьеса екатеринбурженки Светланы Баженовой «Ныряй!» – фантастический сюжет с участием в жизни Шукшина сил «небесной канцелярии». Режиссировал читку худрук Астраханского драмтеатра Александр Огарев, лауреат Национальной премии «Золотая маска», 10 лет назад уже сотрудничавший с краевым театром драмы. «Светлана Баженова сочинила очень интересную, фантазийную историю. Получил огромное удовольствие от общения с пьесой, с барнаульскими актерами, коллегами-режиссерами и с драматургами. Особая радость - знакомство со Светланой и с ее удивительным образным миром», – отозвался первый постановщик «Ныряй!». Полноценный эскиз пьесы-фанфика в режиссуре Александра Огарева увидим осенью.

читка пьесы Ныряй_Елена Глазова.jpg

В топ-3 пьес, получивших активную зрительскую поддержку, прошел «Дитенок мой милый, андел Васенька» (средний балл – 7,6). Минчанин Дмитрий Богославский написал «эпическое полотно о Матери». Щемящую историю, где реальность сплетается со снами, поставил Георгий Цнобиладзе, сотрудничавший со многими крупными российскими театрами, а в 99-м театральном сезоне алтайской драмы ставивший эскиз спектакля на Лаборатории Театра Наций. Пьесу белорусского драматурга Цнобиладзе воплотит в эскиз на режиссерском этапе лаборатории «Шукшин. Миф и реальность».

читка пьесы Дитенок милый андел Васенька_Кирилл Ботаев.jpg

«Ну как вы это сделали – road movie просто огненная: смешно о серьезном!», – писали зрители о «Барнаульской ночи» москвича Олега Маслова. Искали в группе театра видеозапись с танцами, которые включила в «фееричную читку» режиссер пьесы Елена Махова. «Разговоры про жизнь, про космос, о душе и о том, что еще в ней болит. Это фантасмагория, что-то булгаковское и в какой-то момент даже шекспировское – гамлетовское… То, что я бы хотела увидеть в театре еще», – делится впечатлением тележурналист. Итоги зрительского голосования (средний балл пьесы – 7,5) позволят этой встрече случиться на третьем этапе работы шукшинской лаборатории.

читка пьесы Барнаульская ночь_Кирилл Ботев.jpg

«Шукшин — один. А какие разные получились на основе его биографии произведения! И какие разные режиссерские подходы на читке каждого из них», – отмечала директор театра  Любовь Березина. Москвичка, автор пьесы «Музей» Юлия Поспелова поставила актерскую презентацию произведения сама. «Неординарный подход драматурга – фигурируют реальные сотрудники нашего музея, даже имена не изменены, – комментируют увиденное в паблике сростинского музея-заповедника Шукшина. – Замечательная игра актеров!» С определением пьесы «Шукшин глазами музейных работников» не соглашаются зрители: «Очень добрая пьеса. Не только о Шукшине. О тех, про кого писал Шукшин, – о людях. Спасибо!» Добавим, что «Музей» (средний балл –7,3) написан в жанре документального театра «вербатим»: пьеса родилась из интервью с хранительницами памяти Шукшина.

читка пьесы Музей_Кирилл Ботаев_minkultura22.jpg

«Были моменты –  сердце просто из груди выпрыгивало от боли», – признаются присутствовавшие на читке пьесы «Конец Шукшина, или Сто шестнадцать пополам». Над историей гибели отца писателя, повлиявшей на все его мироощущение, вместе с драматургом Ларой Бессмертной работал режиссер Дмитрий Акимов. В театральном сезоне-2022 он уже ставил в краевой драме несколько спектаклей. Называя сюжет, целиком построенный на документах, «самой глубокой работой», зрители сожалели о том, что не увидят пьесу среди осенних эскизов (ее средний балл – 6,6). «Молодая девочка, а такие вещи подметила!», хвалили драматурга в комментариях к итоговому посту второго этапа лаборатории.

читка пьесы Конец Шукшина или 116 пополам_Кирилл Ботаев.jpg

«Разрывает чувство благодарности, – подытоживают организаторы проекта «Шукшин. Миф и реальность». – К драматургам, которые написали такие сильные произведения. К режиссерам и артистам, которые творчески раскрыли пьесы. К зрителям, которые проявили интерес и внимание к лаборатории. И даже устроили овацию! Значит, все не зря!» Подчеркивается, что событие такого масштаба удалось сделать благодаря опыту куратора лаборатории Павла Руднева – театрального критика, кандидата искусствоведения, доцента школы-студии МХАТ и Высшей школы деятелей сценического искусства, помощника худрука МХТ имени Чехова и ректора Школы-студии МХАТ по спецпроектам. Накануне второго этапа лаборатории Павел Андреевич писал: «Пять драматургов, погрузившись в документы о жизни Василия Макаровича, побывав в его родных местах, написали полудокументальные – полухудожественные пьесы, где сплели творчество и жизнь Шукшина, поставили их в контекст эпохи, развития общества. Будут читки, эскизы, первый повод для смычки с режиссурой. Дальше – спектакли».

руководитель лаборатории по Шукшину Павел Руднев_Кирилл Ботев.jpg

Спектакли – в 2024-м: год 95-летия Шукшина и второго Всероссийского театрального фестиваля по его произведениям «Здравствуйте, люди!» (итог работы лаборатории представят в параллельной программе фестиваля). Ближайшей осенью – эскизы и издание сборника пьес, написанных в рамках проекта «Шукшин. Миф и реальность». Прочесть их все желающие смогут в электронном варианте (а с текстом «Ныряй!» подписчиков уже познакомил земляк Светланы Баженовой, худрук «Коляда-театра»). Руководитель регионального Минкульта предложила привезти читки «лабораторных» пьес в Бийск. Пожелаем воплощения этому намерению и новых успехов всем участникам лаборатории, впервые творчески осмыслившим документальное наследие Шукшина!

Справка

Репортажи о ходе второго этапа лаборатории «Шукшин. Миф и реальность» (Барнаул, 24-27 мая), поддержанного генеральным спонсором – ПАО Сбербанк, – в группе shukshin_mif_i_realnost. Работе драматургов над пьесами предшествовал первый этап лаборатории: осенью 2022 года авторы знакомились с перепиской, рабочими заметками и автобиографиями Шукшина, его статьями и интервью, архивными документами и мемуарами. Драматургов принимали и консультировали в Музее культуры Алтая (ГМИЛИКА) и Всероссийском мемориальном музее-заповеднике Шукшина в Сростках. Перед участниками лаборатории выступили исследователь шукшинской темы Дмитрий Марьин, автор биографических книг о Шукшине Сергей Тепляков, экскурсию для них провел краевед Данил Дегтярев. Цель драматургической лаборатории, исследующей документальное наследие Шукшина, – рассказать современным театральным языком о его жизни и судьбе, семье, взглядах и окружении. В краевом театре драмы творческую лабораторию по документальному наследию Василия Шукшина планируют сделать ежесезонным проектом. Автор проекта «Шукшин. Миф и реальность»  – пресс-секретарь краевого театра драмы Елизавета Гундарина. 

Информацию подготовила Елена Михова.

Фото – Кирилла Ботаева / altdrama и Елены  Глазовой, фото анонса – Лилии Казанцевой.